ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ

20/08/2019

Согласно Основному Закону нашей страны, брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (статья 32 Конституции Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко постоянно отмечает, что «проводимая в стране социальная политика способствует тому, чтобы женщины смогли воплотить свое предназначение – вырастить и воспитать здоровых и счастливых детей». Меры, предпринимаемые в этом направлении, позволяют планомерно защищать материнство и детство, повышать статус и престиж образцовой семьи.

Белорусское государство и впредь будет создавать необходимые условия для успешной деятельности женщин во всех сферах жизни.

Справочно.

В суверенной Беларуси достаточно примеров, когда женщина-мать успешно сочетает материнство, профессиональную и общественную деятельность. Например, многодетными матерями являются:знаменитая велосипедистка, восьмикратная чемпионка мира, председатель Белорусской федерации велосипедного спорта Наталья Цилинская (4 детей); писатель, журналист, режиссер и радиоведущая Тамара Лисицкая(3 детей) известная певица Лариса Грибалева(3 детей); экс-заместитель Управляющего делами Президента Республики Беларусь, заместитель генерального директора Белорусской национальной биотехнологической корпорации Надежда Котковец (4 детей) и многие другие.

Созидающая роль матери, позитивные жизненные ориентиры детей – это те основы, без которых невозможно укрепление престижа семьи, духовное возрождение общества, формирование гражданских институтов, полноценное развитие государства.

Ключевыми направлениями деятельности белорусского государства в сфереохраны материнства и детства являются:

  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
  • охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей;
  • сохранение здоровья матерей и детей;
  • развитие сети учреждений здравоохранения;
  • повышение эффективности системы социальной защиты матери и ребенка, молодых семей(семья, в которой оба или один из супругов (родитель в неполной семье) находятся в возрасте до тридцати одного года).

 

Правовые аспекты государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства

Основными законодательными актами в сфере поддержки семьи, защиты материнства и детства являются Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь, государственные программы и национальные планы, направленные на поддержку семьи и детства.

Справочно.

Нормативная правовая база, регламентирующая вопросы государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
(см.: http://www.mintrud.gov.by/narodonselenie_gendernaya_i_semeinaya_politika/).

 

Динамика демографических процессов в Беларуси

Благодаря активной социальной политике в демографическом развитии страны в 2010 – 2016 годах обозначились определенные позитивные сдвиги. За эти годы увеличились значения общего и суммарного коэффициентов рождаемости, снизились младенческая смертность, смертность трудоспособного населения. Отмечается увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Рост сальдо внешней миграции нивелировал убыль населения. 

Однако положительная динамика прироста населения не приобрела устойчивый характер. Итоги 2017 и 2018 годов свидетельствуют о некоторой нестабильности демографической ситуации в стране.

Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2019 г. составила 9 475,6 тыс. человек и по сравнению с началом 2018 года уменьшилась на 16,2 тыс. человек или на 0,2%.

Справочно.

В 2018 году родилось 94 тыс. детей, что на 8,6 тыс. детей меньше (на 8,3%), чем в прошлом году – 102,6 тыс. человек (в 2016 году – 117,8 тыс. человек).

Снижение уровня рождаемости происходит по объективным причинам:

  • стабильное снижение количества женщин наиболее репродуктивных возрастов;
  • повышение возраста материнства, что приводит к сокращению репродуктивного периода;
  • снижение количества заключенных браков и высокий уровень разводимости;
  • фундаментальные изменения в функциях семьи, роли женщины и мужчины в ней, связанные с увеличением длительности получения основного образования, выравниванием мужского и женского вклада в общий доход семьи и т.д.

Справочно.

Эксперты не исключают,что каждые пять лет численность женщин репродуктивного возраста будет снижаться на 4–5%. В итоге, к 2030 году их численность снизится на 10,6% в сравнении с 2016 годом, и практически на 20% к 2040 году.

В общем числе рождений отмечается увеличение удельного веса детей, рожденных вторыми и последующими (в 2011 году – 49%, в 2018 году – 61%) и снижение удельного веса детей, рожденных первыми (в 2011 году – 51%, в 2018 году – 39%).

Как и для многих европейских государств, для Беларуси характерна тенденция увеличения среднего возраста женщин при рождении первого ребенка. В 2018 году средний возраст женщины при рождении ребенка составил 29,4 года, а при рождении первенца – 26,7 лет.

Также характерна тенденция увеличения среднего возраста при вступлении в первый брак: у женщин – 26 лет, у мужчин – 28,1 года.

Глава государства А.Г.Лукашенко 19 апреля 2019 г. в своем обращении с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь особо отметил: «Все страны мира, особенно развитые, сегодня озадачены вопросом демографии. Для нас данная тема также актуальна и важна. Это вопрос будущего, нашей государственности и нашей национальной идентичности».

 

Достижения в сфере охраны здоровья матери и ребенка

Охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей, сокращение младенческой, детской и материнской смертности имеют особую общественную значимость и выступают в качестве критериев эффективности деятельности системы здравоохранения страны.

В Беларуси беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и медицинское наблюдение за новорожденными. 100% женщин имеют доступ к дородовому и послеродовому медицинскому обслуживанию.

В нашей стране практически 100% деторождений происходит при квалифицированном родовспоможении.

В последние годы отмечается стабилизация числа родов, протекающих без осложнений. В 2018 году удельный вес нормальных родов составил более 42% (2017 г. – более 41%).

На протяжении последних лет в республике регистрируются единичные случаи смерти женщин во время беременности, родов, послеродовом периоде.

Справочно.

Согласно даннымВсемирной книги фактов ЦРУ (CIA World Factbook), на 1 января 2018 г. Беларусь имеет один из самых низких показателей материнской смертности в мире, наряду с Польшей, Исландией, Грецией, Финляндией, Швецией, Австрией, Чехией, Кувейтом, Италией.

В республике активно развивается высокотехнологичная медицинская помощь матерям и детям.Выполняются оперативные вмешательства по коррекции практически всех врожденных пороков развития. Получают специализированное лечение дети с врожденными заболеваниями. Результаты лечения в Беларуси онкологических заболеваний сопоставимы с результатами развитых европейских стран. Активно развивается трансплантология.

Справочно.

В начале 2019 года белорусские детские кардиохирурги провели операцию по коррекции врожденного порока сердца малышу с массой тела 1 кг 135 грамм. Это уникальный случай в истории мировой детской кардиохирургии. На территории постсоветского пространства такая операция выполнялась впервые.

В июне 2019 года успешно проведена сложнейшая операция на сердце трехлетнего мальчика с патологией аортального клапана, над которой работали 10 специалистов в течении 14 часов.Ранее такая редкая операция в Беларуси выполнялась у 11-месячного ребенка около 10 лет назад. Тогда помощь нашим врачам оказали американские коллеги.

Каждый год в стране проводят более 21 тыс. операций детям. Из них почти пятая часть – в РНПЦ детской хирургии(http://dhc.by). При этом в последние годы курс взят на мини-инвазивность, когда хирургические вмешательства сводятся к минимуму.

В 2018 году в сравнении с 2016 годомснизилась общая и первичная заболеваемость у детей в возрасте 0-17 лет.

В структуре первичной детской заболеваемости более 70% приходитсяна болезни органов дыхания, более 4% – на травмы и отравления, по 3% – на некоторые инфекционные и паразитарные заболевания и болезни глаз.

Благодаря налаженной диспансеризации детского населения, количество детей с 1-й группой здоровья (абсолютно здоровые дети) увеличилось и составляет почти 30%.

Справочно.

По информации Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),Республика Беларусь занимает8-е место в рейтинге стран с самыми низкими показателями неонатальной смертности(неонатальный период – этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней). По индексу «смертность детей при рождении», Беларусь находится в одной группе с такими странами, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Финляндия, Франция, Япония.

В Беларуси самые высокие показатели по перинатальному уходу (относящийсякпериодунепосредственнопослеродов) не только среди стран СНГ, но и Европы. Белорусские врачи умеют выхаживать деток с экстремально низкой массой тела – от 500 граммов. Выживаемость детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, – до 80%. Это лучший показатель среди стран Содружества и многих государств Европы.

Справочно.

В Беларуси ежегодно на свет раньше срока появляются около
4,5 тыс. детей
, более 250 из них – с экстремально низкой массой тела (до 1 кг).За этой статистикой – уникальные истории реальных семей.

Саша Чеканов появился на свет с весом 810 граммов на 27-й неделе. Из-за того, что Саша родился раньше срока, его органы и системы еще не успели сформироваться. Саша провел два месяца в реанимации, затем – в отделении для недоношенных новорожденных в РНПЦ «Мать и дитя». Врачи поставили диагноз – «четвертая степень тугоухости» и предлагали установить слуховой имплант. Но после многочисленных консультаций с сурдопедагогами было решено восстанавливать слух и речь Саши с помощью слуховых аппаратов. Благодаря ежедневным занятиям лечебной физкультурой и регулярным курсам массажа удалось сократить время реабилитации. Сейчас Саше 6 лет, и многие не верят в то, что ребенок с подобным диагнозом может настолько хорошо слышать и разговаривать.

Есть еще более уникальный случай выхаживания детей с экстремально низкой массой тела–470 граммов. Ребенок также благополучно восстановился и на данный момент растет здоровым.

Только в г.Минске через педиатрическое отделение недоношенных новорожденных РНПЦ «Мать и дитя» за год проходит около 600650 детей, из них около 1820% дети с массой тела до 1,5 кг.

В республике постоянно снижается количество абортов и в 2018 году этот показатель составил 10,5‰ (промилле)на 1 тыс. женщин репродуктивного возраста (2017 год – 11,3‰; 2016 год – 12,2‰).В организациях здравоохранения созданы условия и обеспечено проведение предабортного психологического консультирования женщин, обратившихся за проведением искусственного прерывания беременности. В 2018 году такое консультирование прошли 99,9% беременных женщин, желающих прервать беременность. Из них 21% приняли решение сохранить беременность (в 2017 году – 14%).

Организована работа службы планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий, что позволяет супружеским парам стать счастливыми родителями. В 2018 году эффективность применения ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) составила 43,1%.

Как результат, в рейтинге стран, благоприятных для материнства и рождения детей, Республика Беларусь занимает 25-е место среди 179 стран мира и 1-е место среди стран СНГ.

 

Социальная защита матери и ребенка

В республике действует разветвленная система государственной поддержки семей, воспитывающих детей. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, государственную поддержку при строительстве (реконструкции) жилья, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и предоставление других видов государственной адресной социальной помощи, единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства.

Справочно.

В Беларуси до 1 января 2020 г. планируется создание автоматизированной информационной системы (АИС) учета многодетных семей(семей с тремя и более детьми). Она позволит актуализировать данные о таких семьях, обеспечить адресность мер государственной семейной политики в отношении многодетных семей и мониторинг комплексной реализации такими семьями права на государственную поддержку в сфере социальной защиты (в том числе назначение государственных пособий, социальных пенсий, семейного капитала, предоставление социальных услуг, материальной помощи к учебному году, награждение орденом Матери) и др.

Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей

В систему государственных пособий входит 11 видов пособий. Это три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

Справочно.

На 1 апреля 2019 г. общее количество детей, на которых производится выплата государственных пособий, составило свыше 505 тыс. человек или 27% от общей численности детей. Расходы на государственные пособия составляют около 2% от ВВП.

Самое значимое из названных пособий – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Оно установлено на уровне 35–40% среднего заработка по странепричем для всех получателей, независимо от того, застрахованы они или нет.

Справочно.

На 1 августа 2019 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составляет 376,11 рублей на первого ребенка, на второго и последующих детей – 429,84 рублей.

Размеры единовременных пособий также значительны: при рождении первого ребенка единовременная выплата составляет
10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения (2 309,10 рублей), при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ (3 232,74 рубля).

Дополнительные выплаты осуществляются при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого родившегося ребенка (сегодня это суммарно 461,82 рубля).

Значительный объем инвестиций направляется в систему поддержки многодетных семей. С 1 января 2015 года реализуется программа семейного капитала, рассчитанная до 31 декабря 2019 г. включительно.Основными условиями предоставления семейного капитала являются: рождение, усыновление (удочерение) третьего или последующих детей в обозначенный выше период, гражданство Республики Беларусь одного из родителей и постоянное проживание на территории Беларуси.Цель программы – увеличение количества детей, рожденных третьими и последующими, и долгосрочная поддержка многодетных семей. Количество детей, рожденных третьим и последующими, увеличивается.Если в 2010 году в Беларуси их доля составляла 11,6% в общем числе рождений (12,5 тыс. детей), то в 2018 году – уже более 21% (20,1 тыс. детей).

По состоянию на 1 июля 2019 г. в ОАО «АСБ Беларусбанк» открыто более 70 тыс. депозитных счетов «Семейный капитал» на общую сумму более 700 млн. долларов США, в том числе в первой половине 2019 года – 7,3 тыс. депозитных счетов.

Справочно.

Для сравнения: в 2015 годув ОАО «АСБ Беларусбанк» открыт 11,6 тыс. депозитных счетов «Семейный капитал», в 2016 году – почти 19 тыс.; в 2017 году – 16,8 тыс. и в 2018 году – 15,5 тыс.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию, поручил Правительству продлить программу семейного капитала на новый пятилетний срок. Соответствующий проект Указа Главы государства внесен в Совет Министров для его последующего представления на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Справочно.

30 июля 2019 г. на заседании Правительства Министр финансов Ермолович М.Л. сообщил, что в бюджете Беларуси 2020 года для финансирования программы семейного капитала планируется предусмотреть около 350 млн. белорусских рублей. Устанавливается размер субсидиив22,5 тыс. белорусских рублей.Кроме того, в бюджете будут зарезервированы средства для ускоренного решения задачи по обеспечению жильем многодетных семей.

Внимание:более подробную информацию, разъясняющую вопросы назначения, распоряжения и использования средств семейного капитала, можно получить по электронному адресу:http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_normativno_pravovie_akti

 

Система государственной адресной социальной помощи
(далее – ГАСП)

С 2001 года в Республике Беларусь функционирует система ГАСП для оказания временной материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам и семьям. В основу данной системы положен принцип адресного предоставления социальной помощи наиболее нуждающимся семьям и гражданам. В качестве критерия нуждаемости выступает БПМ.

СистемаГАСП включает четыре социальные выплаты:

  • ежемесячное социальное пособие для граждан, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины БПМ за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости) (с 1 августа 2019 г. – 230,91 руб.), в размере, составляющем положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом гражданина. Назначается на период от 1 до 12 месяцев;
  • единовременное социальное пособие для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, с доходами ниже 150% критерия нуждаемости (с 1 августа 2019 г. – 346,37 руб.). Назначается, как правило, 1 раз в год в размере до 10 БПМ;
  • социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих IV степень утраты здоровья, инвалидов I группы. Назначается в год в размере до 6 БПМ;
  • обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни – предоставляется малообеспеченным семьям, а при рождении и воспитании двоих и более детей одновременно – без учета уровня доходов семьи. Предоставляется в натуральной форме в размере стоимости набора продуктов питания в соответствии с возрастом ребенка на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.

Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей.

Справочно.

В 2016 году системой ГАСП было охвачено 290 тыс. человек, в 2017 году – 310 тыс., в 2018 году – 302 тыс., за 3 месяца 2019 г. –
85,5 тыс. человек.

Одновременно при предоставлении ГАСПреализуются меры, направленные на профилактику иждивенчества. Объективность наличия низкого дохода в семье оценивается посредством применения многочисленных фильтров. Для трудоспособных получателей помощи составляются планы по самостоятельному улучшению своего материального положения. При невыполнении мероприятий такого плана по субъективным причинам в случае повторного обращения помощь не оказывается.

 

Поддержка молодых и многодетных семей при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья

Как заявил Президент Беларуси А.Г.Лукашенко в своем Послании к народу и Парламенту, «главным для любой семьи, ее становления и роста остается решение жилищного вопроса. Для Правительства это задача постоянного действия. Надо… построить прежде всего комфортнейшее жилье для тех, кто родил трое, пятеро или семеро детей». 

Семьям с детьми, улучшающим жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилья, оказывается поддержка государства в виде льготных кредитов и финансовой помощи государства в погашении задолженности по этим льготным кредитам.

Многодетным семьям льготные кредиты (1% годовых) предоставляются во внеочередном порядке.

Молодые семьи с двумя несовершеннолетними детьми также имеют право на получение льготных кредитов (с 1 января 2015 г. – 5% годовых), но в порядке общей очереди. Максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит, – 20 лет (многодетным семьям – 40 лет).

Финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется:

  • многодетным семьям при наличии на дату заключения кредитного договора троих несовершеннолетних детей (рождении третьего ребенка) – 75% от суммы задолженности по льготному кредиту, а при наличии (рождении) четверых и более несовершеннолетних детей – 100%;
  • молодым семьям при рождении после заключения кредитного договора первого ребенка – 10% от суммы задолженности по льготным кредитам, а при рождении второго ребенка – 20%.

Семьям с двумя и более детьми, в которых один из родителей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на период его получения предоставлена отсрочка в погашении задолженности по льготному кредиту, включая проценты за пользование кредитом.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» многодетные семьи приобрели право на внеочередное получение субсидии на уплату части процентов по кредитам,а также субсидии на погашение основного долга по кредиту (при наличии троих и более несовершеннолетнихдетей).

Молодым семьям с двумя несовершеннолетними детьми субсидии на уплату части процентов по кредиту предоставляются в порядке общей очередности в размере ставки рефинансирования, уменьшенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором.

Молодым семьям при рождении первого ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов по кредиту, совместно с указанной субсидией предоставляется субсидия на погашение основного долга в размере 10% от суммы основного долга по кредиту, а при рождении второго – 20%.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе состоявшейся 25 июля 2019 г. рабочей поездки в Ветковский район Гомельской области поручил активнее обеспечивать жильем многодетные семьи в небольших городах и агрогородках. По мнению белорусского лидера, многодетным семьям лучше жить в небольшом городе: «Это и государству нужно, и детям будет выгоднее». А.Г.Лукашенко пояснил, что такая жилищная политика будет способствовать распределению рабочей силы по стране.

 

Система социального обслуживания семей с детьми

В системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют 146 территориальных центров социального обслуживания населения, 2 центра социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) в городах Минске и Гомеле.

В центрах созданы банки данных различных категорий семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Они включают информацию об условиях проживания семей, занятости родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, факторах социального неблагополучия и др.

Справочно.

На 1 апреля 2019 г. на учете состояло около 253 тыс. семей (из них более 104 тыс. – многодетные, порядка 29 тыс. – семьи, воспитывающие детей-инвалидов).

В названных центрах оказываются социально-посреднические, социально-психологические, консультационно-информационные услуги, услуги социального патроната, временного приюта и др.

Наиболее востребованной у семей, воспитывающих детей, являетсяуслуга почасового ухода за детьми (услуга няни). Она предоставляется семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно (двойни, тройни) в возрасте до 3-х лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в пределах 20 часов в неделю (тройням – до 40 часов).

Справочно.

С 2018 года право на услугу няни предоставлено также семьям, где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп.

Только в первом квартале 2019 г. услугой няни воспользовались 1 863 семьи, что незначительно меньше, чем за весь 2018 год (2 369 семей).

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на базе домов-интернатов для детей-инвалидов предоставляется услуга социальной передышки при сохранении прав на все социальные выплаты (не более 28 дней в календарном году). Ее цель – дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. На период предоставления услуги за семьей сохраняется право на все социальные выплаты (пенсия, пособия).

Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в центрах оказывается услуга социального патроната. В первом квартале 2019 г. такую услугу получило более 1 500 семей (в 2018 году 3 584 семьи, в 2017 году – 1 611, в 2016 году – 1 843).

Центры социального обслуживания осуществляют также деятельность, направленную на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, оказание помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации. В случае необходимости пострадавшим от насилия лицам может предоставляться услуга временного приюта.

Справочно.

На 1 апреля 2019 г. в республике функционируют 132 «кризисные» комнаты, в том числе в Брестской области – 18, Витебской – 27, Гомельской – 16, Гродненской – 17, Минской – 28, Могилевской – 25, г.Минске – 1. В Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областях «кризисные» комнаты открыты во всех районах.

В первом квартале 2019 г. в «кризисных» комнатах проживало
196 человек, в том числе 124 пострадавших от насилия (в 2018 году – 679 человек, в том числе 457 пострадавших от насилия).

Для лиц, пострадавших от домашнего насилия, работает общенациональная бесплатная горячая линия 8-801-100-8-801.

Оказание социальных услуг осуществляется по заявительному принципу при обращении в центр по месту жительства. Информация об адресах и телефонах центров размещена на сайтах центров, комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома, Министерства труда и социальной защиты.

Правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового, налогового, пенсионного законодательства

Трудовые гарантии:

  • женщины с детьми, беременные женщины имеют дополнительные гарантии при заключении или расторжении трудового договора, продлении срока контракта, планировании трудовых отпусков;
  • запрещено привлечение беременных женщин к сверхурочным работам, работе в ночное время, государственные праздники и праздничные дни, выходные дни;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия. Установлены ограничения на привлечение к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные, выходные дни женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до 18 лет) – только с их письменного согласия;
  • предоставляются социальные отпуска (по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с выплатой соответствующих пособий;
  • предоставляются дополнительные свободные от работы дни (многодетным родителям, родителям, воспитывающим ребенка инвалида; родителям, с двумя детьми в возрасте до 16 лет) и др.

В июле текущего года Глава государства А.Г.Лукашенко подписал Закон «Об изменении законов», в соответствии с которым были, в том числе,внесены изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь.В частности, закреплены дополнительные социально-трудовые гарантии: снятие запрета на направление в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, предоставление отцам по их желанию отпуска (до 14 календарных дней) при рождении в семье ребенка.

Налоговые гарантиивключают предоставление стандартного налогового вычета:

  • родителям (с одним ребенком – 32 рубля в месяц, с двумя и более детьми или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – 61 рубль в месяц на каждого ребенка или иждивенца);
  • вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 61 рубль в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца.

Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям (за исключением родителей, лишенных родительских прав), одинокому родителю, опекуну или попечителю.

Пенсионное обеспечение:

  • многодетным матерям, родившим пять и более детей,право на пенсиюпо возрасту предоставляется при 5 годах стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов и общем стаже 15 лет (для женщин, занятых непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции, – 10 лет);
  • пенсия назначается родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства) при 5-летней продолжительности стажа их работы с уплатой взносов и общем стаже 20 лет;
  • в общий стаж может быть засчитано до 9 лет ухода за малолетними детьми.Если уход осуществлялся за ребенком-инвалидом или инвалидом I группы, то в общий стаж периоды такого ухода включаются без ограничения;

Справочно.

Пенсии указанным лицам назначаются на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а многодетным матерям, занятым непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет, – независимо от возраста.

На 1 июля 2019 г. в органах по труду, занятости и социальной защите пенсию по возрасту получали более 32 тыс.многодетных матерей и 23 тыс. родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства).

  • матерям, родившим девять и более детей, и награжденным одной из государственных наград СССР за материнство или орденом Матери, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь;

Справочно.

В настоящее время такие пенсии установлены почти 700 многодетным матерям.

  • в случае смерти одного или обоих родителей детям, не достигшим 18-летнего возраста (обучающимся в учреждениях образования Республики Беларусь на дневной форме – 23-летнего возраста), назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца. В случае смерти единственного родителя или обоих родителей гарантируется более высокий размер трудовой пенсии. При отсутствии права на трудовую пенсию назначается социальная пенсия.

Справочно.

На 1 июля 2019 г. получателями пенсии по случаю потери кормильца являлись более 61 тыс. детей, из них в возрасте от 18 до
23 лет – 14 тыс. чел.

Укреплению института семьи, формированию в обществе духовно-нравственных семейных ценностей способствовало включение в систему государственных наград Республики Беларусь ордена Матери, которым награждаются, женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей. Женщина может награждаться после того, как последнему родившемуся исполнится год. 

Первые 124 женщины были награждены орденом Матери в октябре 1996 г. Орден № 00001 был вручен доярке из д.Белоуши Столинского района Брестской области, матери шестерых детей Марии Иосифовне Озимко.

Справочно.

По состоянию на 1 июля 2019 г. в Республике Беларусь, орденом Матери награждены 10 020 женщин (в том числе в 2019 году – 279).

Полную информацию можно скачать здесь

Дополнительную информацию можно скачать здесь

Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь