Республиканский центр
олимпийской подготовки по теннису

Единый день информирования населения в марте 2020 г. "Социально-экономическое состояние регионов и перспективы их развития"

16 марта 2020

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(март 2020 г.)

 

Социально-экономическое состояние регионов
и перспективы их развития

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе сведений Министерства экономики Республики Беларусь; Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского облисполкомов, Минского горисполкома

 

Инфографика по данным материалам разработана Белорусским телеграфным агентством и размещена на его сайте в разделе «Инфографика» (https://www.belta.by/infographica/)

 

Устойчивое региональное развитие – одно из приоритетных направлений деятельности руководства страны. О значимости данного вектора и нахождении его на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко свидетельствуют как проводимые на высшем государственном уровне совещания по вопросам регионального развития, так и частота посещений регионов Главой государства, в том числе отдаленных районных центров.

Такое пристальное внимание к политике регионального развития неслучайно, т.к. от него зависит благополучие всей республики в целом и каждого гражданина в отдельности. Как отмечал А.Г.Лукашенко: «Фундамент успешного развития государства – сильная экономика, поэтому прежде всего необходимо развивать экономику регионов, создавать там рабочие места с достойным уровнем зарплаты».

Помимо повышения доходов населения целями социально-экономического развития регионов является улучшение качества образования, здравоохранения и т.д. И Беларусь однозначно преуспела в данном направлении.

Оценка степени развития регионов и стран осуществляется с помощью ряда универсальных интегральных показателей, один из которых – Индекс человеческого развития, разработанный ПРООН. По данному индексу Беларусь занимает 50 позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития согласно классификации ООН. По показателям достижения странами Целей устойчивого развития республика находится на 23 месте (77,4 балла из 100), что выше средней оценки по региону Восточной Европы и Центральной Азии. В общем рейтинге национального благосостояния за 2019 год Беларусь расположилась на 73 месте
(из 167 стран). Страна также занимает высокие позиции по уровню образования (32 место) и уровню условий жизни (45 место).

Достижение таких результатов было бы невозможно без слаженной и четкой работы всех органов государственной власти по исполнению прогнозных и программных документов на республиканском и региональном уровнях. Применительно к 2020 году к таковым относятся:

Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. №401
«О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год
;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. №921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год»;

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемая Главой государства;

государственные программы, разрабатываемые на пятилетний период и формируемые по отраслевому (строительство, образование и др.) или функциональному (занятость, малое и среднее предпринимательство) признаку;

программы социально-экономического развития на пятилетку, разрабатываемые на уровне областей, г. Минска, районов и городов областного подчинения.

Для реализации мероприятий государственных программ на пятилетний период, финансируемых за счет средств местных бюджетов, на уровне областей, г. Минска, районов и городов областного подчинения формируются региональные комплексы мероприятий.

Задачи социально-экономического развития на очередной год раскрываются через планы развития каждой из указанных территорий.

Кроме того, ряд системных документов программного и планового характера разработан на региональном уровне во исполнение поручений Главы государства. Так, утверждены Программа развития Оршанского района на период до 2023 года (Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506) и Комплекс мер по ее реализации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 58).

В рамках выполнения поручения Главы государства по ускоренному социально-экономическому развитию 11 городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Барановичи, Пинск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно, Бобруйск) и соответствующих административно-территориальных единиц (далее – АТЕ) разработаны и приняты Комплексные планы ускоренного развития данных территорий на период до 2020 года.

В целях реализации комплексного подхода к ускоренному развитию территорий принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 627 «Об ускоренном развитии отдельных административно-территориальных единиц». В нем для каждой из 10 АТЕ определены 5 целевых параметров на 2019 –2020 годы.

Справочно.

Целевые параметры определены для городов Барановичи, Пинск, Новополоцк, Бобруйск, Полоцкого, Мозырского, Лидского, Борисовского, Молодечненского, Солигорского районов.

В качестве целевых определены 5 параметров по заработной плате, выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчете на одного среднесписочного работника, темпам роста собственных доходов местного бюджета, инвестиций в основной капитал, численности занятого в экономике населения.

Все это позволяет формировать новые точки роста в регионах и создавать условия для их дальнейшего социально-экономического развития.

 

Социально-экономическое состояние регионов в 2019 году

Одним из ключевых показателей социально-экономического развития Республики Беларусь является валовой внутренний продукт (далее – ВВП).

Более половины ВВП страны (52,9%) формируют 3 региона: г.Минск (26,9%), Минская (15,8%) и Гомельская (10,2%) области. На долю оставшихся регионов (Брестская, Витебская, Гродненская и Могилевская области) по итогам 2019 года приходится 32% ВВП.

Справочно.

Удельный вес Брестской области в ВВП – 9,4%, Витебской – 7,5%, Гродненской – 8,2%, Могилевской – 6,9%.

15,1% – нераспределенная часть ВВП.

Это обусловлено сложившейся структурой экономики регионов и динамикой валового регионального продукта (далее – ВРП).

По итогам 2019 года рост ВРП достигнут в Минской области (104,4% к 2018 году), Брестской области (102,8%), г.Минске (101,2%) и Могилевской области (100,5%). В Витебской и Гомельской областях ВРП сложился на уровне предыдущего года, в Гродненской области допущено падение ВРП до 99,6% к 2018 году.

Во многом такая ситуация обусловлена влиянием внешних факторов – перебоев в работе отечественных нефтеперерабатывающих предприятий из-за поставок в начале 2019 года некачественной нефти, цикличных замедлений в мировой горнодобыче и падения мировых цен на сырьевые ресурсы, усиления конкуренции на основных рынках сбыта.

Основная доля ВРП формируется предприятиями промышленного комплекса.

Промышленность

Данная отрасль народного хозяйства находится под пристальным вниманием Президента Республики Беларусь. Только с начала 2020 года А.Г.Лукашенко побывал с рабочими визитами в г.Шклове, г.Добруше, г.Светлогорске.

В республиканском разделении труда основными индустриальными регионами являются Гомельская (за 2019 год – 20,6% объема промышленного производства страны), Минская (19,6%), Витебская (14,3%) области и г.Минск (15,4%). На долю остальных регионов (Брестской, Гродненской и Могилевской областей) приходится 30,1% объема промышленного производства республики.

Основным видом деятельности является обрабатывающая промышленность, которая формирует от 15,1% ВРП в г.Минске до 40,6% – в Минской области. В 2019 году отрасль внесла положительный вклад в ВРП во всех регионах, кроме Витебской области («минус» 0,5%) и г.Минска («минус» 0,1%), чему способствовало создание условий для эффективного развития предприятий, глубоко перерабатывающих отечественное сырье.

По итогам прошлого года положительное влияние на формирование ВРП в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и г.Минске оказали предприятия по производству продуктов питания, напитков и табачных изделий. Увеличение производства товаров на основе отечественного сырья углубленной переработки обеспечило рост выпуска продукции из дерева и бумаги во всех регионах (кроме Могилевской области). Кроме того, во всех областях положительное влияние на ВРП оказало производство резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов.

Также следует отметить высокие темпы роста в производстве вычислительной, электронной и оптической аппаратуры (Витебская область), электрооборудования (Витебская, Гомельская и Могилевская области), транспортных средств и оборудования (Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская и Могилевская области), прочих готовых изделий, ремонте и монтаже машин и оборудования (Гомельская и Могилевская области), металлургии (Минская и Могилевская области).

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

В целом в 2019 году отмечается рост промышленного производства в 4 областях: в Брестской (103,6% к 2018 году), Минской (102,9%), Гомельской (100,8%) и Гродненской (100,6%). В Могилевской области промышленное производство сложилось на уровне 100% к 2018 году.

Справочно.

За 2019 год индекс промышленного производства составил: в Витебской области – 99,3% к 2018 году, г.Минске – 99,7%.

Сельское хозяйство

Сельскому хозяйству Республики Беларусь руководством страны уделяется не меньшее внимание. Как отметил А.Г.Лукашенко: «Сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. Поэтому ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития страны еще на заре нашей независимости была верной. Теперь уже никто с этим не спорит. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране».

Сельское, лесное и рыбное хозяйство представлено в экономике всех областей республики и формирует от 9,7% ВРП в Минской области до 14,3% – в Брестской области (в ВВП – 6,8%).

Справочно.

За 2019 год доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВРП Витебской области составила 11,8%, Гомельской – 10%, Гродненской – 13,6%, Могилевской – 12,2%.

Основные производители сельскохозяйственной продукции в стране – хозяйства Минской (24,8% республиканского объема), Брестской (19,4%) и Гродненской (16,6%) областей.

Лидером по производству (выращиванию) скота и птицы является Минская область. По итогам 2019 года сельскохозяйственными организациями региона произведено 28,9% республиканского объема.

Минская и Брестская области являются лидерами в производстве молока: на их долю по итогам 2019 года приходится 49,6% республиканского объема.

Справочно.

По итогам 2019 года на долю сельскохозяйственных организаций Брестской области приходится 24,5% объема молока страны, Витебской – 10,1%, Гомельской – 13,9%, Гродненской – 17,6%, Минской – 25,1%, Могилевской – 8,9%.

Наиболее высокие результаты в животноводстве достигнуты в Брестской области: производство этой продукции в сельхозорганизациях региона выросло на 5,4% к 2018 году. С приростом в животноводстве по итогам 2019 года также сработали сельхозорганизации Минской (на 2,8% к 2018 году) и Гродненской (на 0,9%) областей.

Наличие высокопродуктивных земель в Брестской, Гродненской и Минской областях создает условия для опережающего развития растениеводства. По итогам 2019 года в этих 3 регионах произведено
67,5% валового сбора картофеля, 63,1% – зерновых и зернобобовых культур, 57,9% – овощей.

В результате принятых мер по итогам за прошедший год производство продукции сельского хозяйства увеличилось во всех областях, кроме Гомельской. «Год был хороший. Не идеальный – хороший», – отметил Глава государства.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионах также принимаются меры по внедрению ресурсосберегающих технологий, увеличению продуктивности и поголовья скота, совершенствованию структуры посевных площадей, созданию сбалансированной по питательности кормовой базы, соблюдению технологических регламентов выращивания культур.

Жилищное строительство

Для создания комфортных условий проживания населения во всех регионах республики осуществляется строительство жилья. За 2019 год за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию
4 061,9 тыс.кв.м жилья (102,4% к 2018 году). Наибольшие объемы жилья введены в Брестской (16,9% к республиканскому объему) и Минской (31,1%) областях.

С государственной поддержкой в республике введено в эксплуатацию 1 165 тыс.кв.м жилья (116,6% к 2018 году); в наибольших объемах – в Брестской (24,8%), Минской (18,4%) и Гомельской (15,9%) областях.

Индивидуальных жилых домов за прошлый год введено в эксплуатацию 1 770,9 тыс.кв.м (102,5% к 2018 году). Наибольшие объемы такого жилья также введены в Минской (44,6%), Брестской (18,3%) и Гомельской (11,6%) областях.

Все это способствовало улучшению жилищных условий граждан, в первую очередь многодетных семей.

Торговля

По итогам 2019 года оптовая и розничная торговля оказала положительное влияние на формирование ВРП в 4 регионах: в Брестской, Минской, Гродненской и Могилевской областях.

В основном это обусловлено наращиванием объемов розничного товарооборота. Во всех регионах отмечается его рост от 101,4% к 2018 году в Витебской области до 107,7% – в Минской области (по республике –104,2%).

Такая ситуация связана с открытием новых торговых объектов, реконструкцией и модернизацией действующих объектов, проведением акций, а также ростом реальных денежных доходов населения, использованием механизмов потребительского кредитования.

Справочно.

В 2019 году в стране было введено в эксплуатацию 87 торговых объектов, в том числе в Брестской области – 19 объектов, Витебской – 16, Гомельской – 19, Гродненской – 11, Минской – 10, Могилевской области – 10 объектов, г.Минске – 2.

В объеме розничного товарооборота страны наибольшая доля приходится на г.Минск (31,2%). За ним следуют Минская (14,9%), Брестская (12,4%) и Гомельская (11,7%) области. Удельный вес Витебской области – 10,8%, Гродненской – 10,3%, Могилевской – 8,7%.

В регионах обеспечена стабильная ситуация на потребительском рынке, в магазинах представлен широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно отечественного производства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» созданы дополнительные благоприятные условия для осуществления деятельности в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в малых городских поселениях и сельской местности. В частности, предоставлен ряд льгот и преференций для субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, осуществляющих деятельность на территории сельской местности и малых городских поселений. «Важно сохранить село и дать ему новую жизнь», – отмечал Глава государства.

Продолжают свое развитие внемагазинные формы продаж, в том числе интернет-торговля, торговля по образцам с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа. Расширяется сеть объектов системы TAX FREE.

Инвестиционная деятельность

Значительным стимулом для поднятия экономики регионов и, соответственно, всей Республики Беларусь являются инвестиции. Так, выступая в декабре 2019 г. с обращением к депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики Национального собрания шестого и седьмого созывов Глава государства А.Г.Лукашенко подчеркнул, что «экономическое развитие Беларуси будет базироваться на четырех опорах: создание наилучших условий для привлечения инвестиций в нашу экономику, повышение производительности труда за счет стимулирования деловой активности, расширение внешней торговли через освоение новых экспортных рынков, кардинальное изменение ситуации в демографии».

По итогам 2019 года обеспечен рост инвестиций в основной капитал во всех регионах, кроме Гродненской области. В 5 областях темпы роста инвестиций в основной капитал опережают среднереспубликанский темп (105,7%): в Брестской (106%), Витебской (106,2%), Гомельской (115,6%), Минской (112,6%), Могилевской (109,8%).

Справочно.

В 2019 году завершен ряд следующих инвестиционных проектов:

в Брестской области – строительство завода по производству премиксов, суперконцентратов и комбикормов для молодняка сельскохозяйственных животных (ЗАО «Консул»); строительство второй очереди Западного обхода г.Бреста; объекты к празднованию 1000-летия г.Бреста;

в Витебской области – «Создание производственных мощностей по выпуску обуви до 5 млн пар в год и реконструкции мехового комбината с учетом создания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» на 2013–2024 гг.» (ООО «УКХ «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко»);

в Гомельской области – «Модернизация действующей линии по производству листового полированного стекла на ОАО «Гомельстекло». Организация производств по промышленной переработке стекла»
(ОАО «Гомельстекло»);

в Гродненской области – «Создание промышленного производства лекарственных средств в форме таблеток и капсул, соответствующего требованиям Надлежащей производственной практики (GMP)»
(ООО «Новалок»); «Строительство цеха азотной кислоты мощностью 1200 тонн в сутки с реконструкцией действующего производства карбамидо-амиачной смеси» (ОАО «ГродноАзот»);

в Минской области – «Создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–450 тонн» (ОАО «БЕЛАЗ» – УПХ «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»); «Строительство завода по производству нитрата калия на территории Любанского района» (ООО «Белкалий-Мигао»); «Реконструкция действующих и создании новых инженерных и производственных мощностей по производству мясо-колбасных, кулинарных и иных изделий из мяса птицы и продуктивных животных на территории Смолевичского района» (ЗАО «ЮНИМИТ»);

в Могилевской области – «Строительство объекта «Комплекс по производству полиэфирной продукции в ОАО «Могилевхимволокно» по проспекту Шмидта, 45 в г.Могилеве. Первая очередь строительства. Реконструкция химического цеха № 2 производства органического синтеза с организацией производства полиэфирного волокна способом прямого формования» (ОАО «Могилевхимволокно»);

в г.Минске – «Проектирование и строительство медицинского центра по ул. Семашко» (СП ООО «Фармлэнд»); «Проектирование и строительство торгового центра в районе пересечения ул.Чечота и Каролинской в г.Минске» (ОДО «Виталюр»).

На привлечение инвестиций и трансформацию республики в настоящую IT-страну направлен подписанный Главой государства А.Г.Лукашенко Декрет от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет). «Этот Декрет наряду с пакетом принятых решений для бизнеса должен позволить Беларуси стать на путь опережающего развития», подчеркнул белорусский лидер.

В целях привлечения инвестиций в экономику в Республике Беларусь предлагаются различные преференциальные режимы, которые взаимно дополняют друг друга. В числе основных преференциальных режимов: свободные экономические зоны; особая экономическая зона «Бремино-Орша»; Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень»; Парк высоких технологий; средние, малые городские поселения, сельская местность; Оршанский район Витебской области; юго-восточный регион Могилевской области.

Независимо от преференциального режима, выбранного инвестором, государство оказывает консультационную поддержку по широкому кругу вопросов. «Одним окном» для инвесторов является ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», работа которого направлена на повышение инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом, содействие иностранному бизнесу в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь, а также привлечение стратегического инвестора на предприятия пилотного проекта приватизации, реализуемого совместно с Всемирным банком.

По итогам 2019 года регионами привлечено 1 227,4 млн долл. прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги; далее – ПИИ на чистой основе). Наибольший объем ПИИ на чистой основе привлечен в г.Минск (614,8 млн долл., или 50,1% от объема в целом по стране), Минскую (281,3 млн долл., или 22,9%) и Могилевскую (104,5 млн долл., или 8,5%) области.

Справочно.

В разрезе остальных регионов привлечение ПИИ на чистой основе составило: Брестская область – 61,3 млн долл., или 5%, Витебская – 42,5 млн долл., или 3,5%, Гомельская – 77,1 млн долл., или 6,3%, Гродненская – 45,9 млн долл., или 3,7%.

Предпринимательство и деловая активность

Предпринимательство и деловая активность во многом определяют устойчивое социально-экономическое развитие регионов страны. Наибольшая деловая активность сохраняется в г.Минске и Минской области: на 1 тыс. действующих юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Минске приходится 105,3 вн

Единый день информирования населения в марте 2020 г.


Поделиться