МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп (февраль 2020 г.)
Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь и управления Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь
Инфографика по данным материалам разработана Белорусским телеграфным агентством и размещена на его сайте в разделе
«Инфографика» (https://www.belta.by/infographica/)
Транспортный комплекс является важнейшим звеном экономико- социальной инфраструктуры страны и призван своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства.
Транспортный комплекс объединяет следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический и метрополитен.
Кроме того, он включает транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:
транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортные и аэронавигационные системы);
инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность транспорта.
Вопросы развития транспортного комплекса страны находятся в постоянном поле зрения Президента Республики Беларусь. Даже его признание «с давних времен автомобили – это мое хобби, я слежу за развитием этой отрасли» говорит о многом. Общаясь с водителями в канун II Европейских игр, А.Г.Лукашенко отметил, что «пора развивать и производство электромобилей и больше использовать на дорогах общественный электротранспорт».
Транспортный комплекс республики имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. «Дорога – это главное. Есть дорога, есть экономика – есть жизнь», – подчеркнул Президент во время встречи с представителями украинских СМИ в сентябре прошлого года.
Общая характеристика
транспортного комплекса Республики Беларусь
Железнодорожный транспорт является одним из важнейших элементов транспортной системы Республики Беларусь.
Белорусская железная дорога – это современная, хорошо развитая транспортная система, в состав которой входят шесть отделений: Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 5,5 тыс. км.
Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.
В 2019 году железнодорожным транспортом перевезено 79,7 млн пассажиров, а также около 145,5 млн тонн грузов. Поездами городских линий воспользовались 4,0 млн человек, региональных экономкласса – 61,4 млн человек, региональных бизнес-класса и межрегиональных – 10,5 млн человек, международных – 3,8 млн человек.
Справочно.
Каждые сутки по Белорусской железной дороге курсирует более 1000 пассажирских поездов (международных, межрегиональных, региональных линий бизнес-класса, городских линий) и более 700 грузовых поездов. В настоящее время пассажирское железнодорожное сообщение охватывает более 2100 населенных пунктов республики.
Грузовые операции на Белорусской железной дороге осуществляют 228 станций, имеется 6 предприятий по терминальной обработке грузов, 52 грузовых терминала.
В рамках обновления подвижного состава в 2019 году дорогой приобретено 3 дизель-поезда, 2081 грузовой и 30 пассажирских вагонов. В текущем году запланировано приобретение 3 дизель-поездов,
477 грузовых и 34 пассажирских вагона. Подписано соглашение о поставке на дорогу до 2021 года 10 электропоездов межрегиональных линий серии ЭПМ. Также 2020 году будет продолжена работа по наращиванию объемов перевозок с максимальным использованием возможностей
развития западного маршрута международного транспортного коридора
«Север-Юг», контейнерных перевозок «Китай-Европа-Китай».
Водный транспорт. Судоходство в Республике Беларусь осуществляется по внутренним водным путям на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугском и Микашевичском каналах. Общая протяженность внутренних водных путей Республики Беларусь составляет 2067,4 км, в том числе с гарантированными глубинами – 1128,1 км.
В Государственном судовом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 835 судов, в том числе 28 пассажирских. За прошлый год водным транспортом перевезено 200 тыс. пассажиров, а также около 2,24 млн тонн грузов.
В 2020 году основной упор будет сделан на работе по улучшению судоходных условий, развитию инфраструктуры и перевозок водным транспортом, в том числе в рамках договоренностей на Белорусско- Украинском форуме регионов в г.Житомире. Должна быть завершена работа по созданию Государственной администрации водного транспорта, что даст импульс для дальнейшей реализации намеченных планов по реформированию структуры управления организаций водного транспорта.
Воздушный транспорт Беларуси – это комплекс организаций, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов по воздуху как в республике, так и за ее пределами.
В сфере воздушного транспорта Республики Беларусь работают РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа», ОАО «Авиакомпания
«Гродно», РУП «Национальный аэропорт Минск», ОАО «Авиакомпания
«Трансавиаэкспорт» РУП «Белаэронавигация», а также национальные организации негосударственной формы собственности.
В стране действуют 6 международных аэропортов, 9 сертифицированных аэродромов.
В Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь зарегистрировано более 300 воздушных судов.
В 2019 году воздушным транспортом перевезено более 4 млн пассажиров, а также около 28,2 тыс. тонн грузов.
Количество регулярных рейсов за 2019 год по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 13,1%, чартерных рейсов – на 27,2%. Открыты новые регулярные рейсы в Таллин, Мюнхен, возобновлены полеты в аэропорт Шереметьево.
В 2020 году продолжится реализация таких инвестиционных проектов, как строительство авиаремонтного завода на территории, прилегающей к территории Национального аэропорта «Минск», и реконструкция первой искусственной взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту «Минск». Кроме того, перед Белорусской
государственной академией авиации в текущем году стоит амбициозная задача – организовать подготовку летных специалистов на базе академии. Автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объему перевозок пассажиров и грузов в транспортной системе Республики Беларусь. В 2019 году автомобильным транспортом
перевезено 161,7 млн тонн грузов и 1 186,5 млн пассажиров.
Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного) за январь–ноябрь 2019 г. составил 52,5%.
Удельный вес в общем объеме перевозок пассажиров всеми видами транспорта за тот же временной отрезок – 60,3%, городского электрического транспорта и метрополитена – 35,4%.
Справочно.
По данным управления ГАИ МВД Республики Беларусь, в структурных подразделениях Госавтоинспекции на 1 января 2020 г. зарегистрировано около 4,4 млн единиц авто-, мототехники и прицепов к ней (88,1% – в личном пользовании граждан, 11,9% – юридических лиц), в том числе около 3,7 млн автомобилей.
В личном пользовании граждан находится 3,1 млн легковых автомобилей, 149 тыс. грузовиков и 11,6 тыс. автобусов.
В ведении юридических лиц – 135 тыс. «легковушек», 262 тыс. грузовых автомобилей и более 32 тыс. автобусов.
Состояние и перспективы развития
автомобильного транспорта в Республике Беларусь
Обеспечивая основные потребности городского и сельского населения в перемещениях, автомобильный транспорт общего пользования в совокупности с городским электрическим транспортом и метрополитеном обладает неоспоримой социальной значимостью.
Справочно.
В 2019 году для дальнейшего обеспечения доступности и высокого качества обслуживания пассажиров организациями транспорта общего пользования приобретено свыше 580 автобусов,
38 троллейбусов, 50 электробусов, соответствующих высокому уровню комфортности и безопасности перевозок.
Однако за последние 30 лет сложилась устойчивая динамика падения объема перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых транспортом общего пользования (автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном).
Спрос на услуги по перевозкам пассажиров автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном во многом зависит от общей численности населения, численности занятого населения, численности населения проживающего в сельской местности, количества учащихся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, количества студентов учреждений
высшего образования, числа граждан, использующих велосипед для осуществления поездок в трудовых и культурно-бытовых целях. Также одна из причин этой тенденции заключается в быстром наращивании парка легковых автомобилей в личной собственности граждан, что оказывает существенное влияние на транспортный баланс городских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок.
Расширение автомобильного парка страны (как общественного, так и личного) автоматически приводит к повышению спроса на моторное топливо. В этой связи представляет интерес динамика цен на него.
В предыдущие годы цены на топливо на внутреннем рынке сдерживались, в результате чего нефтеперерабатывающие заводы (далее – НПЗ) были вынуждены нарастить кредитную задолженность, ухудшив финансовое состояние. Только в 2018 году было начато выравнивание ценовой ситуации на внутреннем рынке, которое постепенно позволило НПЗ выйти на эффективную работу.
Справочно.
Для Республики Беларусь, как для страны, не имеющей собственного углеводородного сырья в необходимом количестве, крайне важно обеспечить стабильную работу нефтеперерабатывающих заводов.
В настоящее время белорусские НПЗ завершают масштабную модернизацию, которая направлена на повышение эффективности работы нефтехимического комплекса страны и позволит вывести белорусские предприятия на один уровень с мировыми лидерами нефтепереработки. Это – инвестиции в будущее Республики Беларусь. В новых условиях хозяйствования корректировка цен на моторное топливо необходима для поддержания эффективной работы
отечественных заводов.
При этом важно отметить, что с учетом изменения рыночной конъюнктуры цены на нефтепродукты не только повышались, но и снижались. Решения об изменении цен производятся на основании комплексной оценки основных ценообразующих факторов – цены на закупаемую нефть, налоговой нагрузки, курса национальной валюты. И это далеко не все факторы, которые определяют экономику НПЗ.
Наша стратегическая цель – сохранить энергетическую безопасность Беларуси. Добиться этого можно только при устойчивом развитии отечественной нефтепереработки. Отсутствие нефтеперерабатывающих мощностей в стране автоматически приводит к подорожанию топлива, поскольку цены и условия диктуют зарубежные поставщики.
Под влиянием изменчивости мировых котировок цены на моторное топливо в соседних европейских странах были скорректированы на 2–7%. Индексировались и белорусские цены на моторное топливо, но они остаются на 30–40% ниже, чем на сопредельных европейских и украинском рынках. Таким образом реализуемая концерном стратегия
ценообразования обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей.
Справочно.
Со 2 февраля 2020 г. стоимость топлива на автозаправочных станциях Республики Беларусь составляет (цена 1 л в бел. руб): бензина АИ- 92-К5-Евро – 1,69, АИ-95-К5-Евро – 1,79, АИ-98-К5-Евро – 2,01, ДТ – 1,79.
Для сравнения приводим цены на топливо в Беларуси и у соседей
(информация по состоянию на 28.01.2020 г с сайта autotraveler.ru).
Бензин АИ-95-К5-Евро (цена 1 л в евро): Беларусь – 0,75, Латвия
– 1,27, Литва – 1,22, Эстония – 1,42, Польша – 1,17, Украина – 0,98,
Россия – 0,68.
Дизельное топливо ДТ-К5-Евро (цена 1 л в евро): Беларусь – 0,75, Латвия – 1,20, Литва – 1,13, Эстония – 1,40, Польша – 1,23, Украина – 0,93, Россия – 0,69.
Белорусские НПЗ системно повышают эффективность и снижают затраты на производство за счет модернизации и реконструкции технологических объектов. Экономический эффект от реализации мероприятий по снижению затрат за 2019 год оценивается в 60 млн долл. США.
За 2019 год цены на моторное топливо в республике в среднем были увеличены на 13%, в то время как мировая котировка нефти за указанный период выросла на 17%.
В начале 2020 года котировки нефти продолжают увеличиваться, достигая в отдельные периоды 68 долл. США. При сложившемся уровне мировой котировки только в результате негативного влияния налогового маневра стоимость нефти для белорусских НПЗ по отношению к предыдущему году вырастет более чем на 20 долл. США на 1 тонну, что составляет 5% к уровню цены 2019 года.
В указанных условиях в целях обеспечения стабильной работы белорусской нефтеперерабатывающей отрасли концерн «Белнефтехим» продолжает принятую стратегию поэтапного изменения цен на моторное топливо, которая пока остается самым оптимальным вариантом для соблюдения соотношения цены и качества продукции белорусской нефтепереработки и для защиты интересов автовладельцев. Выбранная стратегия позволяет смягчить влияние изменения цен на нефтепродукты как на экономику в целом, так и на каждого потребителя в частности.
Услуги городского пассажирского транспорта общего пользования являются социально значимыми и тарифы на эти услуги подлежат государственному ценовому регулированию. При этом часть затрат на оказание этих услуг субсидируется транспортным организациям из бюджета. Международный опыт подтверждает схожий подход к
государственной поддержке транспортных организаций при оказании социально значимых услуг городского пассажирского транспорта общего пользования.
Справочно.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 269-З «О республиканском бюджете на 2020 год» расходы республиканского бюджета на транспорт составляют 164 445 114,0 рублей, в том числе на автомобильный транспорт – 6 819 560,0 рублей.
Регулирование тарифов на перевозки пассажиров всеми видами городского транспорта и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В целях повышения окупаемости перевозок пассажиров и сокращения бюджетного финансирования в 2016–2019 годах поэтапно повышались тарифы на городские перевозки пассажиров и пригородные автомобильные перевозки пассажиров в соответствии с решениями Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Справочно.
В 2019 году тариф в среднем за год повысился на 5 коп. на проезд в городском пассажирском транспорте и составил 60 коп. – в областях, 65 коп. – в г.Минске, в том числе 70 коп. – метрополитен; проезд в пригородном транспорте повысился на 1 коп. в областях и 2 коп. в г.Минске и составил в среднем 7 коп. за 1 км проезда.
Планируется, что в 2020 году уровень возмещения населением затрат городским автомобильным транспортом составит не менее 80% в том числе в областях – не менее 90% и г.Минске – не менее 70%, а пригородным автомобильным транспортом – не менее 65%.
Необходимо отметить, что достижение в 2020 году запланированного уровня возмещения возможно не только за счет повышения тарифов, но и принятия мер по оптимизации затрат, а также совершенствования существующей системы оплаты проезда.
Примечателен в этом плане опыт г.Минска. Внедренная в столице автоматизированная система оплаты и контроля проезда обеспечивает положительный социальный эффект для города и его жителей. Основанная на современных технологиях, система является экономически привлекательной и удобной для пассажиров.
Обеспечивается защита проездных документов от ксерокопирования и подделок. Совершенствуется существующая тарифная политика – созданы проездные документы на определенное количество поездок; определенные периоды времени в комбинациях с
поездами городских линий; а также на 1, 2, 3, 90 суток (автобус- троллейбус-трамвай). Введена оплата с помощью транспортных тарифных единиц в автобусах, выполняющих пригородные автомобильные перевозки пассажиров в обычном регулярном сообщении.
Пассажирам предоставляется возможность записывать на одну бесконтактную смарт-карту (далее – БСК) одновременно до шести видов проездных документов (в т. ч. пакеты транспортных тарифных единиц), выбирать проездные документы на определенные периоды времени с произвольной даты активации, не превышающей 30 суток с даты продажи. Повысилась эффективность контроля полноты оплаты проезда пассажирами.
В настоящее время в столице планируется установить 4 терминала по продаже проездных документов. Решение о целесообразности приобретения и установки на главных (каркасных) улицах г.Минска терминалов будет принято по результатам апробации их работы.
Проводится работа по созданию системы удаленного пополнения проездных документов через систему АИС «Расчет» (ЕРИП). В планах на 2020 год – создание функционала удаленного пополнения БСК-Минсктранс проездными документами посредством ЕРИП. Пассажиры смогут оплатить проездной документ через Интернет и пополнить БСК посредством удаленного устройства (для этого в настоящее время проводится работа по заключению договора на приобретение 164 таких устройств).
С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
Указанным комплексным планом в 2020 году, в частности, предусматриваются к реализации следующие мероприятия:
проработка во взаимодействии с бизнес-сообществом вопроса введения лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе при перевозках автомобилями-такси;
проработка вопроса об установлении обязанности по использованию тахографов при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров;
внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с учетом практики их применения.
Реализация указанных мероприятий позволит создать условия для устойчивого функционирования рынка автомобильных перевозок пассажиров.
Международные автомобильные перевозки выполняются в соответствии с разрешениями на проезд по территории иностранных госуд