Республиканский центр
олимпийской подготовки по теннису

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ "Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития"

12 февраля 2020

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп (февраль 2020 г.)

 

Транспортный комплекс Республики Беларусь: состояние и перспективы его развития

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Министерства транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли

Республики Беларусь и управления Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь

 

Инфографика по данным материалам разработана Белорусским телеграфным агентством и размещена на его сайте в разделе

«Инфографика» (https://www.belta.by/infographica/)

 

Транспортный комплекс является важнейшим звеном экономико- социальной инфраструктуры страны и призван своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства.

Транспортный комплекс объединяет следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, городской электрический и метрополитен.

Кроме того, он включает транспортную инфраструктуру, к которой отнесены:

транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути сообщения, трубопроводные трассы, троллейбусные и трамвайные линии, линии метрополитена, транспортные и аэронавигационные системы);

инженерные сооружения, обеспечивающие деятельность транспорта.

Вопросы развития транспортного комплекса страны находятся в постоянном поле зрения Президента Республики Беларусь. Даже его признание «с давних времен автомобили – это мое хобби, я слежу за развитием этой отрасли» говорит о многом. Общаясь с водителями в канун II Европейских игр, А.Г.Лукашенко отметил, что «пора развивать и производство электромобилей и больше использовать на дорогах общественный электротранспорт».

 

 

Транспортный комплекс республики имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. «Дорога – это главное. Есть дорога, есть экономика – есть жизнь», – подчеркнул Президент во время встречи с представителями украинских СМИ в сентябре прошлого года.

 Общая характеристика

 транспортного комплекса Республики Беларусь

Железнодорожный транспорт является одним из важнейших элементов транспортной системы Республики Беларусь.

Белорусская железная дорога – это современная, хорошо развитая транспортная система, в состав которой входят шесть отделений: Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 5,5 тыс. км.

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту.

В 2019 году железнодорожным транспортом перевезено 79,7 млн пассажиров, а также около 145,5 млн тонн грузов. Поездами городских линий воспользовались 4,0 млн человек, региональных экономкласса – 61,4 млн человек, региональных бизнес-класса и межрегиональных – 10,5 млн человек, международных – 3,8 млн человек.

Справочно.

Каждые сутки по Белорусской железной дороге курсирует более 1000 пассажирских поездов (международных, межрегиональных, региональных   линий   бизнес-класса,   городских   линий)   и    более  700 грузовых поездов. В настоящее время пассажирское железнодорожное сообщение охватывает более 2100 населенных пунктов республики.

Грузовые операции на Белорусской железной дороге осуществляют 228 станций, имеется 6 предприятий по терминальной обработке грузов, 52 грузовых терминала.

В рамках обновления подвижного состава в 2019 году дорогой приобретено 3 дизель-поезда, 2081 грузовой и 30 пассажирских вагонов. В         текущем    году     запланировано     приобретение       3                       дизель-поездов,

477 грузовых и 34 пассажирских вагона. Подписано соглашение о поставке на дорогу до 2021 года 10 электропоездов межрегиональных линий серии ЭПМ. Также 2020 году  будет             продолжена   работа                      по          наращиванию объемов             перевозок      с   максимальным  использованием  возможностей

 

 

развития западного маршрута международного транспортного коридора

«Север-Юг», контейнерных перевозок «Китай-Европа-Китай».

Водный транспорт. Судоходство в Республике Беларусь осуществляется по внутренним водным путям на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугском и Микашевичском каналах. Общая протяженность внутренних водных путей Республики Беларусь составляет 2067,4 км, в том числе с гарантированными глубинами – 1128,1 км.

В Государственном судовом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 835 судов, в том числе 28 пассажирских. За прошлый год водным транспортом перевезено 200 тыс. пассажиров, а также около 2,24 млн тонн грузов.

В 2020 году основной упор будет сделан на работе по улучшению судоходных условий, развитию инфраструктуры и перевозок водным транспортом, в том  числе в рамках договоренностей на Белорусско- Украинском форуме регионов в г.Житомире. Должна быть завершена работа по созданию Государственной администрации водного транспорта, что даст импульс для дальнейшей реализации намеченных планов по реформированию структуры управления организаций водного транспорта.

Воздушный транспорт Беларуси – это комплекс организаций, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов по воздуху как в республике, так и за ее пределами.

В сфере воздушного транспорта Республики Беларусь работают РУП  «Национальная  авиакомпания  «Белавиа»,  ОАО   «Авиакомпания

«Гродно», РУП «Национальный аэропорт Минск», ОАО «Авиакомпания

«Трансавиаэкспорт» РУП «Белаэронавигация», а также национальные организации негосударственной формы собственности.

В     стране      действуют      6      международных      аэропортов,   9 сертифицированных аэродромов.

В Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь зарегистрировано более 300 воздушных судов.

В 2019 году воздушным транспортом перевезено более 4 млн пассажиров, а также около 28,2 тыс. тонн грузов.

Количество регулярных рейсов за 2019 год по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 13,1%, чартерных рейсов – на 27,2%. Открыты новые регулярные рейсы в Таллин, Мюнхен, возобновлены полеты в аэропорт Шереметьево.

В 2020 году продолжится реализация таких инвестиционных проектов, как строительство авиаремонтного завода на территории, прилегающей к территории Национального аэропорта «Минск», и реконструкция первой искусственной взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту «Минск». Кроме того, перед Белорусской

 

 

государственной академией авиации в текущем году стоит амбициозная задача – организовать подготовку летных специалистов на базе академии. Автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объему     перевозок                пассажиров      и    грузов    в     транспортной       системе Республики                Беларусь.    В    2019          году    автомобильным   транспортом

перевезено 161,7 млн тонн грузов и 1 186,5 млн пассажиров.

Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного) за январь–ноябрь 2019 г. составил 52,5%.

Удельный вес в общем объеме перевозок пассажиров всеми видами транспорта за тот же временной отрезок – 60,3%, городского электрического транспорта и метрополитена – 35,4%.

Справочно.

По данным управления ГАИ МВД Республики Беларусь, в структурных подразделениях Госавтоинспекции на 1 января 2020 г. зарегистрировано около 4,4 млн единиц авто-, мототехники и прицепов к ней (88,1% – в личном пользовании граждан, 11,9% – юридических лиц), в том числе около 3,7 млн автомобилей.

В личном пользовании граждан находится 3,1 млн легковых автомобилей, 149 тыс. грузовиков и 11,6 тыс. автобусов.

В ведении юридических лиц – 135 тыс. «легковушек», 262 тыс. грузовых автомобилей и более 32 тыс. автобусов.

 Состояние и перспективы развития

 автомобильного транспорта в Республике Беларусь

Обеспечивая основные потребности городского и сельского населения в перемещениях, автомобильный транспорт общего пользования в совокупности с городским электрическим транспортом и метрополитеном обладает неоспоримой социальной значимостью.

Справочно.

В 2019 году для дальнейшего обеспечения доступности и высокого качества обслуживания пассажиров организациями транспорта общего пользования приобретено свыше 580 автобусов,

38 троллейбусов, 50 электробусов, соответствующих высокому уровню комфортности и безопасности перевозок.

Однако за последние 30 лет сложилась устойчивая динамика падения объема перевозок пассажиров и пассажирооборота, выполняемых транспортом общего пользования (автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном).

Спрос на услуги по перевозкам пассажиров автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном во многом зависит от общей численности населения, численности занятого населения, численности населения проживающего в сельской местности, количества учащихся в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, количества студентов учреждений

 

 

высшего образования, числа граждан, использующих велосипед для осуществления поездок в трудовых и культурно-бытовых целях. Также одна из причин этой тенденции заключается в быстром наращивании парка легковых автомобилей в личной собственности граждан, что оказывает существенное влияние на транспортный баланс городских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок.

Расширение автомобильного парка страны (как общественного, так и личного) автоматически приводит к повышению спроса на моторное топливо. В этой связи представляет интерес динамика цен на него.

В предыдущие годы цены на топливо на внутреннем рынке сдерживались, в результате чего нефтеперерабатывающие заводы (далее – НПЗ) были вынуждены нарастить кредитную задолженность, ухудшив финансовое состояние. Только в 2018 году было начато выравнивание ценовой ситуации на внутреннем рынке, которое постепенно позволило НПЗ выйти на эффективную работу.

Справочно.

Для Республики Беларусь, как для страны, не имеющей собственного углеводородного сырья в необходимом количестве, крайне важно обеспечить стабильную работу нефтеперерабатывающих заводов.

В настоящее время белорусские НПЗ завершают масштабную модернизацию, которая направлена на повышение эффективности работы нефтехимического комплекса страны и позволит вывести белорусские   предприятия  на  один  уровень                       с  мировыми   лидерами нефтепереработки. Это – инвестиции в будущее Республики Беларусь. В новых условиях хозяйствования корректировка цен на моторное топливо необходима                  для                  поддержания             эффективной    работы

отечественных заводов.

При этом важно отметить, что с учетом изменения рыночной конъюнктуры цены на нефтепродукты не только повышались, но и снижались. Решения об изменении цен производятся на основании комплексной оценки основных ценообразующих факторов – цены на закупаемую нефть, налоговой нагрузки, курса национальной валюты. И это далеко не все факторы, которые определяют экономику НПЗ.

Наша стратегическая цель – сохранить энергетическую безопасность Беларуси. Добиться этого можно только при устойчивом развитии     отечественной                          нефтепереработки.   Отсутствие нефтеперерабатывающих мощностей в стране автоматически приводит к подорожанию топлива, поскольку цены и условия диктуют зарубежные поставщики.

Под влиянием изменчивости мировых котировок цены на моторное топливо в соседних европейских странах были скорректированы на 2–7%. Индексировались и белорусские цены на моторное топливо, но они остаются на 3040% ниже, чем на сопредельных европейских и украинском рынках. Таким образом реализуемая концерном стратегия

 

 

ценообразования   обеспечивает   баланс   интересов   производителей   и потребителей.

Справочно.

Со 2 февраля 2020 г. стоимость топлива на автозаправочных станциях Республики Беларусь составляет (цена 1 л в бел. руб): бензина АИ- 92-К5-Евро 1,69, АИ-95-К5-Евро1,79, АИ-98-К5-Евро2,01, ДТ1,79.

Для сравнения приводим цены на топливо в Беларуси и у соседей

(информация по состоянию на 28.01.2020 г с сайта autotraveler.ru).

Бензин АИ-95-К5-Евро (цена 1 л в евро): Беларусь – 0,75, Латвия

– 1,27, Литва – 1,22, Эстония – 1,42, Польша – 1,17, Украина – 0,98,

Россия – 0,68.

Дизельное топливо ДТ-К5-Евро (цена 1 л в евро): Беларусь – 0,75, Латвия – 1,20, Литва – 1,13, Эстония – 1,40, Польша – 1,23, Украина – 0,93, Россия – 0,69.

Белорусские НПЗ системно повышают эффективность и снижают затраты на производство за счет модернизации и реконструкции технологических объектов. Экономический эффект от реализации мероприятий по снижению затрат за 2019 год оценивается в 60 млн долл. США.

За 2019 год цены на моторное топливо в республике в среднем были увеличены на 13%, в то время как мировая котировка нефти за указанный период выросла на 17%.

В начале 2020 года котировки нефти продолжают увеличиваться, достигая в отдельные периоды 68 долл. США. При сложившемся уровне мировой котировки только в результате негативного влияния налогового маневра стоимость нефти для белорусских НПЗ по отношению к предыдущему году вырастет более чем на 20 долл. США на 1 тонну, что составляет 5% к уровню цены 2019 года.

В указанных условиях в целях обеспечения стабильной работы белорусской нефтеперерабатывающей отрасли концерн «Белнефтехим» продолжает принятую стратегию поэтапного изменения цен на моторное топливо, которая пока остается самым оптимальным вариантом для соблюдения соотношения цены и качества продукции белорусской нефтепереработки и для защиты интересов автовладельцев. Выбранная стратегия позволяет смягчить влияние изменения цен на нефтепродукты как на экономику в целом, так и на каждого потребителя в частности.

Возмещение затрат на перевозки пассажиров общественным транспортом

Услуги городского пассажирского транспорта общего пользования являются социально значимыми и тарифы на эти услуги подлежат государственному ценовому регулированию. При этом часть затрат на оказание этих услуг субсидируется транспортным организациям из бюджета. Международный опыт подтверждает схожий подход к

 

 

государственной поддержке транспортных организаций при оказании социально значимых услуг городского пассажирского транспорта общего пользования.

Справочно.

В    соответствии    с    Законом    Республики    Беларусь     от 16 декабря 2019 г. № 269-З «О республиканском бюджете на 2020 год» расходы республиканского  бюджета  на  транспорт  составляют  164 445 114,0 рублей, в том числе на автомобильный  транспорт –       6 819 560,0 рублей.

Регулирование тарифов на перевозки пассажиров всеми видами городского транспорта и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В целях повышения окупаемости перевозок пассажиров и сокращения бюджетного финансирования в 20162019 годах поэтапно повышались тарифы на городские перевозки пассажиров и пригородные автомобильные перевозки пассажиров в соответствии с решениями Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Справочно.

В 2019 году тариф в среднем за год повысился на 5 коп. на проезд в городском пассажирском транспорте и составил 60 коп. – в областях, 65 коп. – в г.Минске, в том числе 70 коп. – метрополитен; проезд в пригородном транспорте повысился на 1 коп. в областях и 2 коп. в г.Минске и составил в среднем 7 коп. за 1 км проезда.

Планируется, что в 2020 году уровень возмещения населением затрат городским автомобильным транспортом составит не менее 80% в том числе в областях – не менее 90% и г.Минске – не менее 70%, а пригородным автомобильным транспортом – не менее 65%.

Необходимо отметить, что достижение в 2020 году запланированного уровня возмещения возможно не только за счет повышения тарифов, но и принятия мер по оптимизации затрат, а также совершенствования существующей системы оплаты проезда.

Примечателен в этом плане опыт г.Минска. Внедренная в столице автоматизированная система оплаты и контроля проезда обеспечивает положительный социальный эффект для города и его жителей. Основанная на современных технологиях, система является экономически привлекательной и удобной для пассажиров.

Обеспечивается защита проездных документов от ксерокопирования и подделок. Совершенствуется существующая тарифная политика – созданы проездные документы на определенное количество поездок; определенные периоды времени в комбинациях с

 

 

поездами городских линий; а также на 1, 2, 3, 90 суток (автобус- троллейбус-трамвай). Введена оплата с помощью транспортных тарифных единиц в автобусах, выполняющих пригородные автомобильные перевозки пассажиров в обычном регулярном сообщении.

Пассажирам предоставляется возможность записывать на одну бесконтактную смарт-карту (далее – БСК) одновременно до шести видов проездных документов (в т. ч. пакеты транспортных тарифных единиц), выбирать проездные документы на определенные периоды времени с произвольной даты активации, не превышающей 30 суток с даты продажи. Повысилась эффективность контроля полноты оплаты проезда пассажирами.

В настоящее время в столице планируется установить 4 терминала по продаже проездных документов. Решение о целесообразности приобретения и установки на главных (каркасных) улицах г.Минска терминалов будет принято по результатам апробации их работы.

Проводится работа по созданию системы удаленного пополнения проездных документов через систему АИС «Расчет» (ЕРИП). В планах на 2020 год создание функционала удаленного пополнения БСК-Минсктранс проездными документами посредством ЕРИП. Пассажиры смогут оплатить проездной документ через Интернет и пополнить БСК  посредством удаленного устройства (для этого в настоящее время проводится работа по заключению договора на приобретение 164 таких устройств).

Обеспечение доступности, высокого качества и безопасности автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

Указанным комплексным планом в 2020 году, в частности, предусматриваются к реализации следующие мероприятия:

проработка во взаимодействии с бизнес-сообществом вопроса введения лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе при перевозках автомобилями-такси;

проработка вопроса об установлении обязанности по использованию тахографов при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров;

внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с учетом практики их применения.

 

 

Реализация указанных мероприятий позволит создать условия для устойчивого функционирования рынка автомобильных перевозок пассажиров.

Особенности международных перевозок, совершенствование условий для реализации транзитного потенциала республики

Международные автомобильные перевозки выполняются в соответствии с разрешениями на проезд по территории иностранных госуд

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ


Поделиться